Рекомендации по уличному освещению

Рекомендации по уличному освещению

Основным требованием к светильникам наружного освещения является обеспечение нормируемого уровня яркости дорожного покрытия при необходимой равномерности ее распределения и при ограничении слепящего действия.

Для каждого заданного взаимного расположения светильников при условии их совместной работы может быть определена эффективная кривая силы света. Критерием эффективности КСС является наилучшее обеспечение количественных (уровень средней яркости дорожного покрытия) и качественных (равномерность распределения яркости и ограничение слепящего действия) показателей осветительной установки при минимальных затратах электроэнергии.

Кроме светотехнических требований к осветительным установкам для утилитарного наружного освещения предъявляются электротехнические, климатические, механические, эксплуатационные, эстетические и экономические требования. Для светильников наружного освещения в основном используются широкие и полуширокие КСС в вертикальной плоскости, при этом направление максимума силы света лежит в диапазоне углов от 45 до 70º. В международной классификации по этому же признаку различаются КСС ограниченные, полуограниченные и неограниченные.


Основные количественные и качественные показатели наружного освещения улиц регламентированы СП 52.13330.2011 (СНиП 23-05-95*) с учетом категорий, значений в градообразующей структуре и интенсивности движения. Для утилитарного наружного освещения применяются следующие системы: обычная (6-15 м, улицы, дороги, дворы и промышленные территории), промежуточная около (20 м, автострады), высокомачтовая (30-50 м, разноуровневые транспортные пересечения), парапетная (мосты, виадуки) и настенная (стены или крыши зданий).


Освещение участков дорог с нестандартной геометрией (перекресток, проезд под дорогой, ж/д переездов, круговое движение и т.п.) нормируется по яркости. При этом класс объектов выбирается равным или на ступень выше класса ведущей к ним дороги стандартной геометрии.


Нормируемые показатели для улиц и дорог
Категория и класс Пропускная способность, тыс. ед/час Средняя яркость, LСР, кд/м2 Средняя освещенность, ЕСР, лк, не менее Равномерность, ЕминСР, не менее
А1 свыше 10 2.0 30 0.35
А2 7-9 1.6 20 0.35
А3 4-7 1.4 20 0.35
А4 3-5 1.2 20 0.35
Б1 3-5 1.2 20 0.35
Б2 2-5 1.0 15 0.35
В1 1.5-3 0.8 15 0.25
В2 1.5-3 0.6 10 0.25
В3 1.5-2 0.4 6 0.25

Допускается в ночное время снижать уровень наружного освещения городских улиц, дорог и площадей на 30% при уменьшении интенсивности движения до 1/3 максимальной величины; на 50% при уменьшении до 1/5 от максимальной величины.

Освещение пешеходных пространств проектируется исходя из норм средней горизонтальной освещенности Еср и отношения минимальной освещенности к средней Еминср.

Нормируемые показатели пешеходного пространства
Класс объекта по освещению Наименование объекта Средняя освещенность, ЕСР, лк, не менее Равномерность, ЕminСР, не менее
П1 Площадки перед входами общественных объектов 20 0.3
П2 Главные пешеходные улицы, детские площадки 10 0.3
П3 Пешеходные улицы 6 0.2
П4 Тротуары, основные проезды микрорайонов 4 0.2
П5 Второстепенные проезды, дворы 2 0.1
П6 Боковые аллеи и входы парков 1 0.1

Пример расчета освещенности для цлицы

Высота опоры - 12 м
Расстояние между опорами - 25 м
Длина консоли - 1 м
Магистральная улица общегородского значения с интенсивностью движения транспорта в обеих направлениях свыше 3000 ед/ч
Дорога - 4 полосы (ширина 1 полосы 4 м)
Освещенность - 20 лк
Яркость - 1,6 кд/м2
ДКУ12-130-001
Угол установки 30
(рекомендуемый для светильника 20 - 45)
ЖКУ11-250-001
Угол установки 15
(рекомендуемый для светильника 0 - 15)